Русские и народные
Российский рынок седанов С-класса — словно сказочный лес, кишащий хищниками. Он до сих пор манит красотой рыночных перспектив, но пугает непростыми законами маркетинга и сложностями организации местной сборки. А локализация нынче жизненно необходима для сдерживания цен, что стало особенно очевидно в последнее время.
Попасть стрелой бога торговли Меркурия прямо в сердце искушенного покупателя — что поймать жар-птицу: голыми руками такую не возьмешь, обожжешься! Вот мы и собрали на автополигоне разномастный квинтет — чтобы выяснить, кто ловчее расставил силки.
ŠKODA Octavia и Chevrolet Cruze прописались в России относительно недавно, но уверенно идут к успеху. За десять месяцев прошлого года продано более 30 000 Октавий и почти 25 000 Крузов! Неутомимый альянс Renault-Nissan, наладив в столице сборку седана Fluence, вывел на рынок одну из самых амбициозных новинок — Nissan Sentra ижевской сборки. Опрометчивость? Каннибализм? Верный ход! Особенно если учесть, что Флюэнсу досталась тупая стрела и он увяз в трясине покупательского непонимания: за те же десять месяцев удалось продать лишь 7000 машин.
А Honda Civic поставляется к нам из Штатов, оттого и цена кусачая. Объемы продаж... Они на порядок скромнее, чем у Флюэнса. Но Civic — машина с именем и от поколения к поколению укрепляла статус эталона качественной сборки. Будет с чем сравнить обрусевшую Сентру!
БУХ В КОТЕЛ
Civic нырнул в кипящий конкуренцией российский рынок в 2012 году и чуть не сварился! Покупатели его не заметили.
Экстренный рестайлинг 2013 года позволил вынырнуть из пучины посвежевшим молодцом. Именно тогда на седане в самой дорогой комплектации Executive (а у нас именно такая машина) появились кожаные кресла. Мягкие и комфортные: я погружаюсь в них и сразу настраиваюсь на спокойный лад.
И вокруг благодать. Руль с хорошим хватом и удобными подрулевиками, приятный на ощупь пластик передней панели и потрясающе прорисованные приборы. Контрастный полумесяц тахометра в центре, а по бокам цифрового спидометра — столбики эконометра, меняющие колер в зависимости от режима движения. Нажимаю кнопку ECON — и они зеленеют. Тут же чувствую, как реакции на педаль газа размываются, а пятиступенчатый автомат торопится переключиться вверх. Отключишь экорежим — и 140-сильный мотор выкручивается до более высоких оборотов, бодро разгоняя Civic.
И все же характер нынешнего седана далек от взрывного волшебства, коим одаривали нас Сивики двадцатилетней давности. По части настроек силового агрегата Civic 2015 модельного года — почти семейная машина. Собственно, этого японцы и добивались.
Даже если перевести селектор пятиступенчатого автомата в положение Sport или поиграть подрулевыми лепестками ручного переключения передач, спортивный норов Civic всё одно не проявит. Да, отклики на педаль газа станут острее, стрелка тахометра будет отстреливать выше обычного, но гонки не получится. А вот мотор станет шумнее — факт. Как ни работали инженеры над шумоизоляцией, Honda осталась голосистой. Да что мотор! Посторонние звуки издает и шасси, а при переезде зебры отчетливо слышатся шлепки шин по толстым полоскам белой краски.
Плавность хода после модернизации улучшилась. Подвеска теперь не столь зажата, и тем удивительнее, что Civic не растерял фамильной управляемости. В поворотах он собранный, откликается на рулежку молниеносно. Но все же усилия на баранке маловато а в ходовом повороте неровный асфальт способен сорвать машину с траектории.
Что скажут пассажиры второго ряда? Рослые протестуют: места над головой маловато! А путешественники ростом пониже не ропщут: ногам вполне просторно, а туннеля выпускной системы и вовсе нет. Необычная получилась машина. Не то чтобы семейная, но уютная. Не спортивная, но с чертовщинкой.
КОВЕР-САМОЛЕТ
В конце 2013 года Chevrolet Cruze получил опелевский наддувный 1,4-литровый двигатель Ecotec в паре с шестиступенчатым автоматом. Гидравлику рулевого механизма он сменил на электроусилитель, а в корпусах наружных зеркал замигали повторители поворотов.
В оснащение добавили камеру заднего вида и мультимедиасистему MyLink. Неплохо! Но все равно на фоне конкурентов Cruze выглядит бедновато.
Серый пластик интерьера, простенький монохромный экран между блюдцами приборов... Помню, обещали навигацию, но ее по-прежнему нет. Кнопки регулировки звука аудио-системы нажимать неудобно: приходится давить с усилием, иначе никакой реакции
А почему кресла такие жесткие? После Хонды как будто на табурет сел. И сзади не лучше. Дефлекторов вентиляции, как и в Сивике, нет, а в ногах среднего пассажира путается туннель. Но не спешите с выводами. Ведь в сказках материально обделенные родственники всегда срывают большой куш.
Сердце машины — силовой агрегат. Его 140 «наддутых» сил превращают седан в мифический летательный аппарат! И расторопный шестиступенчатый автомат служит добрую службу: задержки при переключениях, конечно, есть, но вполне простительные.
На скорости за сотню звук мотора настойчиво пробивается в салон. Круз хоть и тише Хонды, но все же над «шумкой» нужно работать. В характере подвески присутствует спортивная нотка: жестковата и отлично настроена.
Chevrolet цепко держит прямую, лишь чуть нервничая на неровностях — требуется небольшая коррекция рулем. Но машина и не думает отбиваться от рук.
К баранке нет претензий: никакой чрезмерной остроты. Реакции сглаженные, не как у Сивика, зато обратная связь на руле сочнее.
Так что за разгон-поворот Cruze тоже получает зачет. Есть вопросы лишь к тормозам. У педали большой свободный ход, тормоза схватывают в самом конце. Мы списали эту странность на конкретный экземпляр, поскольку прежде такого не отмечали (ЭР, 2014, № 4).
ПТИЦА СЧАСТЬЯ
...завтрашнего дня прилетела, крыльями звеня. Выбери меня, выбери меня! .. Ну, это мы еще посмотрим, какая из Сентры птица счастья. Хотя «закос» под Теану (издалека их сложно различить) дает Сентре некоторое стартовое преимущество: многие выберут ее только за красивые глазки. А что внутри?
Никаких революций: дизайн без эмоциональных всплесков, эргономика без очевидных проколов. Порадовало наличие штатной навигации, да и «музыка» звучит неплохо.
Сиденье водителя смахивает на хондовское — такое же широкое и без ярко выраженной боковой поддержки. Оно плотнее, чем у Хонды, и понравится людям в теле. Субтильным и рослым же недостает поясничного упора, а высокая посадка «седла» заставляет сильнее отклонить спинку назад.
Старт! Ну хорошо, просто — старт. Впряженный в вариатор 117-сильный мотор вторит имиджц мини-Теаны: разгон вальяжный, неторопливый. Пришпориваю машину клавишей спорт-режима: получается заметно напористее, но уж слишком шумно.
Подвеска всеядна. Что ровный асфальт, что подмерзшая грунтовка — Сентре хоть бы хны. Она даже на крупных ямах не пасует. Чтобы услышать громкий «бух», придется постараться.
В чем Sentra явная противоположность Крузу и Сивику, так это в управляемости. Рулевой механизм у нее очень «длинный» — аж три с половиной оборота от упора до упора. Похоже, это становится традицией на бюджетных Ниссанах: сразу вспоминаются редакционные Алмера и Террано. Оттого не удивляюсь еще одной фамильной черте — заметным кренам.
Да, Sentra не для быстрой езды. А для какой? Для размеренной! Тихо, по-семейному доехать до пресловутой точки Б, не растрясая себя и пассажиров. Благо, вариатор незаметно перебирает свои квазипередачи, подвеска успешно борется с тем, что недоделали дорожные рабочие, а хваткие тормоза с выверенной по усилию и ходу педалью всегда начеку: чуть что, встаешь как вкопанный.
Водитель спокоен, а пассажиры так и вовсе счастливы: во втором ряду бездна места!
Так что насчет «выбери меня»? Чтобы сделать сказку былью, осталось поднапрячься совсем чуть-чуть — и подтянуть качество сборки. Впрочем, этому мы посвятили отдельную главу.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА
С лица воду не пить, ведь правда? Это мы убеждаем себя в скромном обаянии седана Fluence, которое неоднозначно даже после рестайлинга 2013 года. По мне, и эргономика на любителя, но коллеги истово убеждают, что с ней все в порядке. Может, и правда?
Сиденье широкое и мягкое, без достаточной боковой поддержки. Одним словом, бесформенное (пардон, Fluence!). Его обогрев одно-уровневый, и тут «француз» тоже уступает всем. При этом климатическая система одна из самых продвинутых, даром что лишена традиционных барашков настройки температуры: мимо крупных кнопок не промахнешься. Предусмотрены клавиши Soft, Auto и Fast. Нажимаю первую, и вентилятор работает шепотом, ненавязчиво прогревая салон. В последнем режиме процесс пойдет по ускоренной программе, что тоже нередко требуется.
Философия подрулевого джойстика управления мультимедиасистемой R-Link мне чужда. Но он крупный, и постепенно я привык к его расположению. А это что за рычажок на нем? Оказывается, включает голосовое управление навигацией. А поскольку я мчу сейчас на полигон...
— Город Дмитров!
В ответ умный поводырь предлагает на экране варианты: Telegino (Khabarovsk) или Zvenigorod. Сказка! Представляете, если бы волшебный клубок в руках Ивана-дурака понял бы просьбу так же? Сидеть бы Василисе Премудрой в башне до скончания веков! Но уж коли не поленитесь набрать название города вручную, современный гаджет проложит маршрут весьма корректно.
На дороге Fluence не огорчил. Внутри тихо, машиной управлять приятно. Даже при интенсивном разгоне, когда двухлитровый мотор старается изо всех ста тридцати семи сил, в салоне царит библиотечное умиротворение. А разгоняется «француз» бодро! Да и «каучуковая» подвеска порадовала: по плавности хода Fluence в лидерах, потягаться с ним может лишь Sentra.
Устраиваюсь на заднем диване. Хорошо! По запасу пространства для ног лишь немногим хуже Ниссана. А вот по простору в плечах Fluence смог обойти лишь Civic, да и то на пол-сантиметра. Взгляните на итоговую таблицу: Fluence выступил очень недурно! Так почему же продажи не идут в гору? Видать, и впрямь сердцу не прикажешь. Особенно если не веришь в сказки.
ЗОЛУШКА?
Труженица ŠKODA Octavia всю жизнь как-то привычно пряталась в тени старших родственников. Но в третьем своем поколении вдобавок к непреложной рациональности она обрела богатое оснащение и удачную гамму моторов.
Распахиваю дверь... Пожалуй, аллегория с Золушкой уместна лишь отчасти. Та превратилась в красавицу принцессу, а новая Octavia больше похожа на гимназистку-аккуратистку. Оделась богато, но без рюшечек. Мимолетного взгляда на монументальную переднюю панель достаточно, чтобы уверовать: эргонoмика возведена в абсолют. Тетради разложены, ручки и карандаши заняли свои свои места в пенале.
С виду простые кресла оказались очень удобными. В меру плотные, они надежно держат тело, а боковые валики не помешают посадке-высадке. Рукоятью регулирую щедрый поясничный упор, оцениваю внушительный диапазон продольной регулировки. Отлично! Сильнее отодвинуть кресло назад можно только в Крузе.
Наддувным 140-сильным мотором можно управлять... как хочешь. Подкрути мотор на второй передаче, и, когда стрелка тахометра уйдет за 4000 об/мин, лифтбек прыгнет в сапоги-скороходы. Бросок — и вот с хвоста слетели все, кроме столь же быстрого Круза. Хочешь ехать внатяг? Пожалуйста! Момент 1,4-литрового мотора больше, чем у конкурентов, а полка предельных ньютонметров простирается от 1500 до 3500 об/мин. Покритикую лишь механическую коробку передач: она не по-фольксвагеновски жестковата при переключениях.
А как наша отличница справится с российскими дорогами?
Энергоемкая подвеска великолепно ведет себя на покрытиях любого типа. Ты буквально физически, нутром ощущаешь, за что отдал кровно заработанные. И в городе, и на трассе разнокалиберные каверны асфальта Octavia как будто пропускает между колесами. На грунтовке подвеска успешно фильтрует раздражающую мелочь, напоминая упругий мячик. Раскачка кузова и крены в поворотах минимальны, поэтому даже на кривоватом проселке Octavia отлично держит прямую, не вынуждая к излишней коррекции траектории. ŠKODA не заставит активно работать рулем и в поворотах. А уж если придется, это в радость, поскольку баранка здесь самая информативная в квинтете.
А еще, как показали наши замеры, Octavia и Fluence — самые тихие машины. Ну а продуманный второй ряд сидений (эх, избавиться бы от огромного центрального туннеля!) и огромный багажник — доказательство того, что, разбогатев, Золушка не изменила своим ценностям. И это правильно: выбирают глазами, но ценят-то за характер.
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ
Итак, чей рецепт успеха нам понравился больше? Сивику нужно посмотреть на конкурентов, подтянуть слабые места до их уровня и получить российское гражданство, как это уже сделали другие. А пока — лишь пятое место. Cruze неплох, но слишком прост, а потому свое он берет ценой: по соотношению основных потребительских качеств и количества денег, за них запрашиваемых, достойных конкурентов этому седану найдется мало. Sentra? Дело за сборкой! Если в Ижевске поднимут процесс на уровень Фудзиямы, народное признание придет само собой — через сарафанное радио. В редакции «За рулем» оно уже заработало: пара сотрудников положила глаз на Сентру. Fluence — автомобиль не выдающийся. Но это добротный продукт, который стоит своих денег. Рекомендуем. И, наконец, Octavia. Она максимально приблизилась к образу самого желанного автомобиля С-класса: недурна собой, практична и ой как хороша в езде! Бывает же такое сказочное попадание в цель... Потому и расхватывают ее, невзирая на сравнительно высокие цены. Старик Меркурий о такой меткости и не мечтал.
Источник: За рулем. Февраль 2015
Автор: Максим Гомянин
Назад