Путешествие белого европейца
ОТПРАВИВШИСЬ ПО ЗАДАНИЮ РЕДАКЦИИ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ЗА РУЛЕМ ТЕСТОВОЙ ŠKODA OCTAVIA, РЕПОРТЕР АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ ОЩУТИЛ ВСЕ ПРЕЛЕСТИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА ЧЕШСКОЙ МАШИНЕ: ЕХАТЬ МОЖНО КУДА ХОЧЕШЬ И КОГДА ХОЧЕШЬ, НИКТО НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ТЕБЯ В БАГАЖЕ И НИКТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ НА НЕРВЫ. ТЕБЕ НЕ ДАЮТ УСТАВАТЬ, ДАЮТ СОВЕТЫ, КАК СЭКОНОМИТЬ, А ВЫГЛЯДИШЬ И ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ПРИ ЭТОМ НАСТОЯЩИМ ЕВРОПЕЙЦЕМ.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ТАКСИ
Если вы думаете, что, находясь в командировке, экономический журналист большую часть времени проводит в беседах с экспертами, в ресторанных застольях или, как Во ланд, наблюдая испорченное разными вопросами население, вы ошибаетесь. Репортажи "с полей" — это в первую очередь дорога. И не только потому, что шахты, фермы и заводы, которые ты посещаешь, находятся зачастую за сотни километров друг от друга. Чтобы понять страну, ее необходимо рассмотреть с разных сторон. "Отъедете от МКАД на 200 км — увидите другую жизнь" — эта схема работает безотказно везде. Даже если выдался день, когда не с кем встречаться и нечего посещать, останавливаться репортеру нельзя. Берешь машину и едешь просто "по азимуту" — в случайно выбранном направлении. И никогда еще не бывало, чтобы в дороге не обнаружилось ничего интересного.
Весной 2014 года в Крыму, под Симферополем, из окна такси я случайно увидел на обочине усатого военного с огромными звездами на погонах. Как выяснилось, это бывший министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук прибыл, чтобы предотвратить кровопролитие в селе Перевальное: там дело шло к штурму военной части. Взял интервью. Или в Молдавии — приметил на дороге людей с тележками. Оказалось, контрабандисты везут фрукты.
Обычно прибыв на место на самолете, я беру такси— там, где я бываю, прокат автомобилей либо отсутствует вовсе, либо обходится дороже услуг водителя с собственной машиной. С одной стороны, быть пассажиром удобно: головой крутишь в разные стороны, руки свободны — фотографируешь из окна, пишешь что-то в блокноте. Да и устаешь меньше, чем когда сидишь за рулем. Существенный минус— постоянная зависимость от водителя, его настроения и физического состояния. Помню, в Абхазии наш водитель, хлебнув чачи в гостях у интервьюируемого, пытался на вазовской "шестерке" обогнать весь попутный транспорт. Поэтому в командировку в Белоруссию я решил отправиться на автомобиле, предоставленном на тест-драйв. Благо от Москвы до Минска всего-то 720 км.
Итак, Sкоda Octavia 1.8 TSI, 180 л. с., DSG-7 — самая мощная и дорогая модификация. Вытянутая, элегантная, ослепительно-белая — прямо лимузин невесты. Подумалось даже— негоже на такой роскошной машине месить грязь в аграрной Белоруссии, но коллеги успокоили: "там дороги хорошие".
Маркетологи позиционируют эту машину как семейную — универсальную и вместительную. Места в ней действительно много, а багажник просто-таки огромный. Узнав, что мы едем на автомобиле, мой напарник по командировке фотокорреспондент Юрий Мартьянов взял из дома самый большой чемодан, заполненный всякой полезной всячиной, включая походный утюг. Соответственно, я тоже ни в чем себе отказывать не стал: помимо большого рюкзака положил в машину сумку-холодильник с провизией и чемоданчик с ноутбуком и прочей техникой. В итоге все наши вещи плюс штатный набор автомобилиста заняли лишь половину багажника. Вообще, вещей в эту машину можно набить и раза в четыре больше — все три секции заднего ряда складываются, образуя единое пространство с багажным отсеком. Другими словами, Octavia подойдет даже для открытия дачного сезона, когда порой и маленького грузовика не хватает, что уж тут говорить об автопутешествии двух журналистов.
Немаловажный момент в долгом пути: пространство для ног сзади — почти как в авиационном бизнес-классе. Обычно у семейных моделей довольно большой клиренс — подразумевается, что это единственный автомобиль в семье, который одновременно работает и представительским седаном, и дачным пикапом. Но Octavia, очевидно, из другой категории: дорожный просвет для разбитых грунтовых дорог маловат. Да и просто паркуясь у тротуара, следует помнить, что доехать колесом до бордюра не получится— стукнешься бампером. Но это, пожалуй, единственный заметный минус Sкоda Octavia.
АВТОМОБИЛЬ С ПРАВОМ ГОЛОСА
Мне почему-то казалось, что Санкт-Петербург ближе к Москве, нежели Минск, хотя расстояние до них по трассе практически одинаковое. А с точки зрения автомобильной доступности Минск даже значительно "ближе": Ленинградка проходит через кучу населенных пунктов, да еще забита фурами, а Минка почти вся свободная и скоростная — летишь, как в космосе. Вот тут и удается оценить комфорт на ходу: на скорости 80 км/ч кажется, что Octavia вообще стоит на месте, но напряжение не возникает и при 160 км/ч.
Открывать окна на трассе я не люблю: включил климат контроль и едешь себе, отгороженный от шума и пыли.
Но у моего напарника были свои представления о здоровом образе жизни. "Из кондиционера воздух мертвый— без отрицательных ионов",— с этими словами он открыл окно. В салон сразу ворвался утомляющий гул, который не понравился не только мне, но и машине. "Экологический совет. Нарушенная аэродинамика повышает расход горючего. Закройте окна",— высветилось на приборной панели. Большинством голосов моего иOctavia против одного Мартьянова мы решили окна больше не открывать.
Вообще, бортовой компьютер ведет себя очень предупредительно. "Распознана усталость. Пожалуйста, отдохните",— периодически предлагал экранчик рядом со спидометром, дополнительно показывая изображение дымящейся чашки. Каким образом выявлялась эта самая усталость — загадка: я специально и голову на руль ронял, и дергал автомобиль из стороны в сторону, но предупреждение не появлялось. При этом утверждать, что учитывается только время движения без остановки, нельзя — надпись вспыхивала через разные отрезки времени и разное пройденное расстояние.
По-настоящему порадовала напоминалка мультимедийной системы. Если подсоединить по Bluetooth смартфон, после выключения двигателя на погасшем дисплее остается надпись "не забудьте мобильный телефон". Для меня, то и дело оставляющего аппарат в машине, это оказалось весьма полезно. С такой заботой я имел дело впервые.
Легковушки на границе России и Белоруссии сегодня даже для проверки документов останавливают редко. Проехали ее, даже не заметив,— то, что находимся в другой стране, поняли лишь по рекламе казино на билбордах. В России качество дорог вне федеральной трассы непредсказуемое, в Белоруссии же они хороши даже в селах. Говорят, Александр Лукашенко не позволяет воровать на дорожном строительстве, качественное дорожное покрытие — один из главных элементов его имиджа в глазах европейских соседей. По российским ПДД штраф выписывается за превышение скорости более чем на 20 км/ч, в Белоруссии же порог — 10 км/ч. Зато здесь и разрешенные скорости выше: на магистралях ограничение для легковых — 120 км/ч, а в некоторых населенных пунктах— 80 км/ч.
Перед поездкой меня предупреждали, что стационарных постов ГАИ в Белоруссии нет, зато везде понатыканы камеры. И что гаишники встретят меня сразу же после попадания под камеру— предложат заплатить штраф на месте через мобильный терминал. Камеры, да, попадались постоянно, а вот гаишники — всего раз. К тому же встречные машины предупредили о засаде — мигали фарами. Вообще, водители в Белоруссии по московским меркам очень дисциплинированны, спокойны. Редкие гонщики, встреченные на трассе, все были с российскими номерами. Карты Белоруссии, предустановленные в навигаторе Sкоda, оказались на белорусской мове, но с неполной информацией. Пока искал отель в Минске, тащился с черепашьей скоростью по большим проспектам, поздно перестраивался, останавливался под стрелкой, закрывая другим поворот. В Москве меня давно бы уже обгудели и обматерили, а тут лишь провожали недоуменным взглядом.
Первое время настораживали предупреждения "Платная автомобильная дорога". Вывеска есть, а деньги почему-то никто не собирает, и шлагбаумов не видать.
Потом вспомнил, что это система-аналог нашего "Платона". Но только в Белоруссии пошли дальше: иностранцы платят за проезд, даже если они на легковушке. Однако граждане России от этих сборов освобождены. ДТП за десять дней в Белоруссии я видел всего одно, да и то мелкое. Наверное, главная причина в том, что количество автомобилей на километр дороги в Белоруссии значительно меньше, чем в России.
То, что Sкоda Octavia — настоящая европейская машина, я слышал неоднократно.
Но что значит европейская? "Жигули" тоже вроде не из Азии. Наверное, дело не только в двигателе и прочих технических решениях, а еще и в общем ощущении. Это как с одеждой: в Москве вроде выглядишь как все "нормальные пацаны", а попадаешь в Европу, и стразу видно, что колхозник. С автомобилем аналогично. Брест на границе с Польшей, где завершилась наша командировка,— Европа. Напоминает Калининград — территория отошла СССР более 70 лет назад, но дух места явно повлиял на переселенцев, заменивших коренное население. Архитектура разительно отличается от минской — после войны город восстановили в старом польском стиле. Все какое-то маленькое, игрушечное. Агрессивный черный джип здесь кажется неуместным. Зато белая Sкоda Octavia, да еще рядом с уютным отелем, отделанным диким камнем, вполне органична.
Возможные конкуренты ŠKODA Octavia 1.8 TSI DSG
Модель Двигатель / трансмиссия Цена в Москве (млн руб.)
Citroen C4 седан 1.6 THP бензин 1,6 л (150 л. с.)/AКП от 1,227
Hyundai i40 2.0 бензин 2,0 л (150 л. с.)/АКП от 1,209
Toyota Corolla 1.8 CVT бензин 1,8 л (140 л. с.)/вариатор от 1,277
ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД
Во что обходится ŠKODA Octavia
ŠKODA Octavia доступна с двумя типами кузова — универсал и лифтбек. Последний внешне практически неотличим от седана, но конструктивно ближе к хетчбэку: крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом, открывая огромный проем, сзади опционально устанавливается стеклоочиститель. Лифтбек доступнее: самая простая версия с атмосферным мотором объемом 1,6 л мощностью 110 л. с. и механической коробкой передач стоит 887 тыс. руб., аналогичный по оснащению универсал обойдется минимум в 1,143 млн руб. Остальные моторы у Octavia наддувные. Бензиновые — 1.4 TSI мощностью 150 л. с. и 180-сильный 1.8 TSI. С первым лифтбек стоит от 942 тыс. руб., а универсал — от 1,410 млн руб., версии со вторым — соответственно от 1,175 млн руб. и от 1,410 млн руб. Варианты с двухлитровым 150-сильным дизелем — от 1,251 млн руб. за лифтбек и от 1,649 млн руб. за универсал. У универсала модельная линейка длиннее, есть полноприводные модификации с мотором 1.8 TSI (от 1,568 млн руб.), а заряженной 220-сильной двухлитровой бензиновой версией RS могут похвастаться и лифтбек (от 2,094 млн руб.), и универсал (от 2,169 млн руб.).
По информации сервиса ilsa.ru, у официальных дилеров сейчас на площадках имеются 295 новых ŠKODA Octavia с кузовом лифтбек и два универсала. Гарантия на ŠKODA Octavia — два года без ограничения пробега. Ориентировочная стоимость каско для машин в средних комплектациях — 70–80 тыс. руб., ОСАГО для версии с мотором 180 л. с.— 10982 руб., транспортный налог — 9 тыс. руб.
Источник: КОММЕРСАНТЪ ДЕНЬГИ (60360), №32
Автор: Илья Зиновьев
Назад