Млада-Авто +7(4922) 52 27 77
Владимир, ул. Лакина, д. 1а (НИКТИД)

Дело чести

В мире найдется не много автопроизводителей, имеющих столь давнюю историю и богатый опыт, как у чешской ŠKODA: в нынешнем году исполняется 120 лет со дня образования ее предтечи – компании Laurin & Klement. А значит, есть отличный повод вспомнить, как эта марка родилась и развивалась.

Казалось бы, парадокс, но один из признанных авторитетов современной мировой автоиндустрии – ŠKODA Auto – появился вследствие того, что много лет назад гордость одного человека столкнулась с разгильдяйством и высокомерием другого. Первый навсегда вошел в историю, имя второго, что справедливо, кануло в небытие.

А дело было так. В 1894 году молодой чешский книготорговец Вацлав Клемент купил велосипед дрезденской фирмы Seidel & Naumann. Аппарат понравился, да вот беда – сломался. Пришлось писать дилеру насчет починки. Однако реакция обескуражила: в записке карандашом было написано по-немецки: «Если вы хотите получить ответ, потрудитесь написать письмо на понятном нам языке». Увидев в этом ущемление своего достоинства, Клемент решил сам заняться выпуском велосипедов, а его компаньоном стал тезка и талантливый механик Вацлав Лаурин. В 1895 году они зарегистрировали фирму Laurin & Klement (L&K) в городе Млада-Болеслав. Роли разграничили: Лаурин создавал технику, Клемент занимался ее реализацией.

ОТ ДВУХ КОЛЕС ДО ЧЕТЫРЕХ

Поначалу маленькое – всего два станка – предприятие выпускало велосипеды под маркой Slavia. Затем в ассортименте появились мотоциклетки. Дела шли в гору, и вскоре основные цеха переехали на улицу Нове Мнесто, которая до сих пор остается историческим ядром предприятия.

В начале ХХ века мир бредил автомобилем. В том, что будущее за моторными экипажами, ни Лаурин, ни Клемент не сомневались, поэтому решили перейти к постройке более сложных и комфортабельных машин – трехколесных, а в 1901 году на свет появился их первый четырехколесный экипаж. Спустя же всего четыре года, в 1905-м, стартовало серийное производство легковых машин, названных Voiturette Type A.

Автомобили L&K пользовались популярностью благодаря приемлемой цене, приятному дизайну и высокому качеству изготовления. На первых порах это были небольшие экипажи с 2-цилиндровым мотором мощностью 7 л.с., которые, однако, могли развивать весьма приличную для своего времени скорость – до 40 км/ч. Чешские авто быстро завоевали признание сначала в Австро-Венгрии, а затем и за ее пределами. Уже в 1906 году на международной автомобильной выставке в Милане они получили «Большой приз» – Gran Premio.

Но вскоре стало ясно, что рост фирмы невозможен без финансовых вливаний, пришло время привлекать новых совладельцев. И осенью 1907-го в Имперском коммерческом регистре появилась новая компания – Акционерное общество «Laurin & Klement, автомобильный завод в Млада-Болеславе». Среди акционеров оказалось немало представителей чешской аристократии, успевшей оценить богемские машины, а президентом выбрали принца Эриха Турн Таксиса. При этом пост генерального директора занял Вацлав Клемент, а техническим директором стал Вацлав Лаурин.

К 1910 году L&K превратилась в крупнейшее в Австро-Венгрии и одно из самых крупных в Европе автомобилестроительных предприятий. Как-то в интервью Вацлав Клемент рассказывал: «Поначалу мы хотели быть большой фабрикой небольших автомобилей, но что же делать, если покупатели требуют от нас все более сильных колясок? Они привыкли к марке Laurin & Klement и, не желая менять ее, вынудили нас к производству более сильных машин».

Действительно, заказов появилось множество, включая экзотические. Так, по заявке из Египта был сделан специальный кузов, устроенный «согласно с требованиями климата». К тому же фирма выпускала автобусы и грузовики, и этот бизнес развивался во многом благодаря заказам из-за границы: чешскими грузовозами интересовались военные ведомства России, Японии, ряда других стран. И, разумеется, L&K исправно снабжала автомобилями Австро-Венгрию: значительную долю такси в Праге, Вене и Будапеште составляли машины именно этой марки. В итоге компания вышла на глобальный уровень: имея филиалы в Европе, Азии, Африке и даже в Южной Америке, чешская компания стояла в одном ряду с ведущими мировыми производителями. Увы, начавшаяся Первая мировая война затормозила ее развитие.


СМЕНА «ФАМИЛИИ»

После войны на месте трех империй – Российской, Австро-Венгерской и Германской – образовалось множество независимых государств, одним из которых стала Чехословакия. При этом кризис, охвативший континент, не мог не затронуть и Laurin & Klement. Старые экономические связи были разрушены, а новых не появилось. И хотя строить автомобили в таких условиях было тяжело, в 1919 году фирма возобновила производство, а в начале 1920-х ее представительства открылись в Амстердаме, Варшаве, Софии и даже в Рио-де-Жанейро. Однако через пять лет L&K снова попала в тяжелое финансовое положение, а тут еще на ее заводе произошел пожар. Чтобы оправиться от подобного удара, понадобилась помощь.

Ее предоставило крупнейшее в Чехословакии машиностроительное предприятие ŠKODA из города Пльзень. Оно специализировалось на выпуске оружия, двигателей и судового оборудования, но был опыт и производства автомобилей: с 1922 года там собирали грузовики и тягачи по лицензии английской фирмы Sentinel, а в 1924-м построили копию одной из моделей Hispano-Suiza.

После слияния компаний машины некоторое время именовались Laurin & Klement – ŠKODA, но в 1929 году названием L&K как обозначением марки пользоваться перестали. А год спустя концерн ŠKODA модернизировал систему управления своими предприятиями, в результате чего появилось автомобильное отделение Akciova spolecnost pro automobilovy prumisl. Отцы-основатели фирмы Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент отошли от дел.

Одной из самых популярных моделей того периода стала 27-сильная ŠKODA 420, созданная в конце 1933 года. Еще через год свет увидела ŠKODA 420 Popular, а вслед за ней вышла и спортивная версия Rapid. Средний класс был представлен моделью Favorit, а в категории престижных авто клиентам предлагали 6- и 8-цилиндровые Superb. При этом во всех случаях автомобили ŠKODA пользовались высоким спросом благодаря отличному соотношению цены и качества. Увы, в конце 1930-х развитие марки прервала новая мировая война.

ЭРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

По окончании Второй мировой Чехословакия оказалась под эгидой СССР, предприятие реорганизовали и переименовали в Automobilove zavody, narodni podnik (AZNP). К нему присоединили заводы в городах Квасины и Врхлаби, и уже вскоре удалось наладить выпуск модели ŠKODA 1101, что было чрезвычайно важно в тот период. Эмблема марки по-прежнему красовалась на радиаторах сходивших с конвейера машин.

Спустя десять лет, в 1955-м, появилась еще одна знаковая для компании новинка – ŠKODA 440, на базе которой выпускались модели «445», «450», «1202» (а позднее и исключительно успешные Octavia и Felicia).

Производство машин послевоенного десятилетия продолжалось вплоть до 1964-го, когда в Млада-Болеславе вступил в строй новый завод производительностью 120 тыс. легковых автомобилей в год. И в том же году на конвейер предприятия встала модель с 1-литровым 42-сильным двигателем ŠKODA 1000 MB, сыгравшая значимую роль в дальнейшем развитии компании. По сути, она стала первым автомобилем, доступным для рядового жителя ЧССР. Позднее эта машина модернизировалась, росла мощность ее мотора, однако через пять лет ее все-таки сняли с производства – пришло время других автомобилей. С конца 1960-х и в следующем десятилетии тон в целом ряде восточноевропейских государств задавали такие модели ŠKODA, как «100», «110R» и «110L», «105S», на смену которым в 1980-х пришли вполне актуальные для своего времени «120L», «130», «136».

Вместе с тем, поскольку Чехословакия входила в число социалистических государств, связи предприятия с коллегами из Западной Европы прервались, что вызвало техническое отставание от мирового автопрома. А после распада соцлагеря на рынок страны хлынула волна машин иностранного производства, конкурировать с которыми стало очень трудно. Было ясно, что на перевооружение производства нужны средства, но их не хватало. Зато интерес к заводу проявил ряд ведущих мировых автоконцернов, в том числе Volkswagen, который обещал сохранить самостоятельность и самобытность чешской марки в вопросах, касавшихся развития, закупок, производства и сбыта. Договор о слиянии ŠKODA и Volkswagen вступил в силу в апреле 1991 года.

В 1993-м Чехоcловакия мирно разделилась на два государства – Чехию и Словакию. Но эти перемены не повлияли на развитие компании, и к началу третьего тысячелетия автомобили ŠKODA уже отвечали требованиям самого взыскательного покупателя, успешно конкурируя с продукцией других корпораций. Темп, заданный в то время, бренд держит и сейчас. Свое 120-летие ŠKODA Auto встречает «на крейсерской скорости», она остается одним из самых успешных предприятий Чехии, продукция которого продается более чем в 60 странах мира, и, судя по всему, их список будет лишь расти. Кстати, если мысленно вернуться на 120 лет назад, то, согласитесь, даже представлять не хочется, что было бы, кабы велосипед пана Клемента отремонтировали по первому требованию…

Источник: АВТОПАНОРАМА, ноябрь 2015
Авторы: Андрей Безверхов, Константин Владимиров
Фото: Архивы авторов и ŠKODA


Назад