Млада-Авто +7(4922) 52 27 77
Владимир, ул. Лакина, д. 1а (НИКТИД)

Combiнаторика

Когда в наших руках впервые оказалась новая ŠKODA Octavia, на фоне конкурентов класса С+ она выглядела явным переростком (АР №15-16, 2013). Поэтому универсал Octavia Combi мы решили сравнить не только с формальными одноклассниками — грузопассажирскими версиями автомобилей Ford Focus и Kia cee'd, — но и с полноценными представителями класса D+. Насколько просторнее универсалы Hyundai i40 и Volkswagen Passat Variant?


Статистика вроде бы говорит, что универсалы не выдерживают конкуренции с набирающими популярность кроссоверами. Но в России в классе В+ доля грузопассажирских легковушек за шесть лет выросла с 4.7 до 11,3%, а в классе С+ — с 5.1 до 8.3%.
То есть универсалы покупают все чаще! Особенно такие, как Ford Focus и Kia сее'd_sw: их по продажам обходят только Лады — Ларгус да Калина.
За что любят «сараи»? Вот Focus, например, можно полюбить даже за красоту. Эффектен! И просторен. Если сравнивать с хэтчбеком, то погрузочная высота у Фокуса-универсала на 12 см ниже, а в багажник под полку помещается 14 стандартных коробок Почты России — ровно в два раза больше! А если потребуется перевезти холодильник или электроплиту, то Focus будет даже удобнее, чем большие Hyundai или Volkswagen: широкий проем, низкий пол и удачная система трансформации с образованием ровной площадки позволяют вместить коробку размером до 140х98х66 см. И отделан багажник лучше, чем у хэтчбека: вместо жиденького ковролина на полу твердая фанера, а на заднем бампере — предохраняющая от царапин накладка.
Двухлитровый мотор с помощью «робота» PowerShift резво трогает с места, а потом... Разочарование. С ростом скорости — ленца в откликах на газ, переключения передач резковаты. Искусственное реактивное действие на руле не позволяет почувствовать ничего, кроме чрезмерных вибраций от шершавого асфальта и ударов на неровностях. Образ недорогого автомобиля дополняют уводы с курса на скоростном шоссе и средненькая изоляция от внешних шумов. Focus не назвать мягким, но энергоемкости подвеске не занимать.


У Kia в почете другие ценности. Универсал сее'd_sw на пять сантиметров короче Фокуса, но при этом на задних местах «по длине» даже просторнее. Сидеть втроем так же тесно, как в Форде, но вдвоем — удобнее. А вот в багажник еле-еле влезло 12 почтовых коробок — на две меньше, чем в Focus. Проем пятой двери заужен по углам, потому и виртуапьный холодильник уместится лишь самый маленький, размером 108х93х62 см.
Атмосферного мотора 1.6 для уверенных обгонов хватает не всегда, да и шумноват он. Шестиступенчатый автомат настроен на комфортное передвижение с плавными и незаметными переключениями. И управляемость под стать: никакой остроты, зато сее'd_ з уверенно держит курс и на прямой, и в виражах. Но почему плавность хода хуже? Все кочки и ямы шумно передаются на кузов, рано и болезненно наступают пробои подвески. И если Focus хорош и для загородных трасс, то Kia сее'd_sw — только для ровного городского асфальта.


А где хорош универсал Hyundai i40? Он на двадцать сантиметров длиннее Фокуса — и даже красивее его: какие изящные росчерки светодиодных ходовых огней, какой силуэт! Но ниспадающая крыша, сильно наклоненное заднее стекло и спинки заднего сиденья, не складывающиеся вровень с полом, ограничивают объем для груза — ящик размером 130х93х61 сюда войдет впритык, тогда как в Focus — с запасом. Да и под шторку влезает лишь на одну почтовую коробку больше. Хотя отделан багажник тщательнее, а под полом есть удобные ящички для мелочей. И на заднем диване уже можно «жить» втроем, а спинки даже имеют деухпозиционную регулировку по углу наклона.
Но захлопывается с дешевым звуком водительская дверь — и куда подевалось изящество? Современная на вид передняя панель «соткана» из множества отдельных пластиковых деталей, которые дышат и скрипят под рукой. Солнце засвечивает дисплеи климат-контроля и «музыки» , а подключить мобильный телефон через Bluetooth можно лишь через голосовое меню. Взаимное положение баранки и высокого сиденья выверено хуже, чем во всех остальных машинах.
На ходу Hyundai i40 — это чуть возмужавший Kia сее'd_sw. Динамика получше, реакции на повороты руля поточнее, педаль тормоза по-немецки короткоходна. «Автомат» неплохо адаптируется под стиль езды, у него есть даже спортрежим и подрулевые лепестки. Но подвеска работает тоже без благородства, передавая на кузов много «мелочовки» и вынуждая почти останавливаться перед резиновыми лежачими полицейскими.
И шумно. Хоть уши затыкай! Гул от качения колес слышен уже с 20 км/ч, да и мотор подпевает. Вот и получается, что по сумме баллов i40 «младшеньких» не обошел.


Другой вариант, точнее, Variant — Volkswagen Passat. Открываешь багаж-ник — и сразу понимаешь: здесь другой подход, другие ценности. Жестко закрепленная пластиковая вставка вокруг запаски на литом диске крадет место, из-за чего в отсек влезает всего 15 почтовых коробок. Зато пол идеально ровный даже с разложенными спинками заднего сиденья. Отделка грузового отсека — образцовая. Продумана каждая мелочь, каждая петелька для груза — в отличие от Форда, где они сделаны «чтобы было». Плюс самые просторные — и удобные! — задние сиденья.
По неровной дороге Passat не едет — плывет! Но оттого что он мягче всех глотает ямы, страдает водитель, которому нет-нет да и приходится возвращать уплывшее «судно» на курс — особенно в колеях. А руль хоть и точен, но совсем «пуст», да и мягкая педаль тормоза не внушает доверия.
И все же эта машина — действитель-но классом выше: в салоне тихо и лишь на высокой скорости пробиваются аэродинамические шумы.


А что же ŠKODA Octavia Combi? Она на 11 см короче Пассата, однако садишься на заднее сиденье — и кажется, что эти универсалы сделаны по одному макету. Геометрия посадки, запас места, даже форма подлокотников — все одинаково. При этом ширина проема задней двери на 10 см больше именно у Шкоды! да и холодильник в Combi влезет самый большой — 144х97х61 см против 140х94х62 см у Варианта! В Октавию влезает 19 коробок Почты России: на четыре больше, чем в оба универсала D-класса!
В материалах отделки разница, конечно, есть: например, стойки крыши у Октаеии облицованы простым пластиком, а у Пассата — оклеенны тканью. Зато едет ŠKODA лучше всех. Правда, нам досталась самая мощная версия со 180-сильным двигателем 1.8 TSI, но ни у одного из конкурентов, участвовавших в тесте, за исключением Фольксвагена, таких бодрых моторов в прайс-листах просто нет — если не считать «заряженный» Ford Focus SТ. На их фоне Octavia разгоняется как пуля, но еще важнее то, что управлять тягой очень удобно — сколько нажал, столько и попучил. Очередные изменения в программе управления семиступенчатой коробкой передач DSG, похоже, дали результат — и на Шкоде, и на Пассате приснопамятных рывков в пробочных режимах на первой и второй передачах мы не заметили. Одно смущает: только с этим мощным мотором на Combi ставится задняя многорычажная подвеска, с которой машина великолепно слушается руля и держит курс даже на неровной дороге. Подарят ли столь радужные ощущения автомобили попроще — с поkузависимой балкой и базовыми моторами? Постараемся проверить. Но пока — восторг!
Если не считать плавности хода. Подвеска старательно сглаживает и мелкие, и крупные неровности, делая их по ощущениям почти одинаковыми, но колебания от кочек не гасит вовсе. Поэтому после «колыбельного» Пассата ŠKODA кажется более тряской. Но не шумнее: чуть сильнее слышны шины, однако изоляция от внешних звуков лучше.


Так какой универсал выбрать?


Мы правели еще один эксперимент — попробовапи перевезти взрослый складной велосипед. И в Ford, и в Kia он уместился только в сложенном виде, причем в Сиде пришлось откинуть одну из секций спинки заднего дивана. В остальные три машины велосипед влез целиком, но пришлось так попотеть, что проще бы было его сложить или разобрать.
Так стоит пи переплачивать за универсал класса D+? На мой взгляд, вряд ли.
Ведь если за 850 тысяч рублей можно купить универсалы Focus или сее'в_sw в разумно-достаточной комплектации, то Hyundai i40 примерно на 200 тысяч рублей дороже, а Passat на все 400 тысяч! Да, он лучше, но цена...
Кстати, на протяжении шести лет доля универсалов в D-классе держится на уровне около пяти процентов и, похоже, расти не собирается.
А вот ŠKODA Octavia Combi — это уникальное предложение. По цене где-то между универсалами этих двух классов. но превосходит «старших» и по вместимости, и по удовольствию от вождения. И такая Combiнаторика стоит того, чтобы доплатить 100-150 тысяч рублей, отказавшись от Форда и Kia в пользу Шкоды.


Крыша и хвост


Сколь бы объемным ни был багажник, его все равно мало. Рано или поздно многие владельцы универсалов задумываются об установке поперечин на крыше или тягово-сцепного устройства, в просторечии фаркопа.
Процесс установки поперечин с креплениями сильно упрощается наличием завод ских релингов на крыше. Бывают они двух типов — на стойках и сплошные, установленные без зазора с кузовом. На автомобилях ŠKODA Octavia Combi и Volkswagen Passat Variant используются классические поперечины на стойках, а Ford, Kia и Hyundai щеголяют сплошными релингами. Причем у i40 они пластиковые, хотя, как заверяет заводская инструкция, должны выдерживать нагрузку до 100 кг. Ford Focus оказался единственным из всей пятерки, у кого даже в богатой комплектации Titanium релингов нет вообще — за них надо доплатить 5000 рублей.
Профиль обоих типов дуг обычно универсальный, а найти неоригинальные крепления и сами поперечины не составит труда. Вопрос лишь в цене: отечественные Atlant или Fico обойдутся в 3000 рублей, а шведские Thule могут оказаться в тричетыре раза дороже. Разницу в цене определяет в основном качество крепежа, на котором экономить никак нельзя. В этом я убедился лично, когда одно из изделий польской фирмы Amos сломалось уже при второй установке — треснула резьба одного из креплений. Да и процесс установки и снятия этих поперечин далек от совершенства и занимал больше получаса. А вот монтаж багажника Thule на мой нынешний «сарай» Ford Focus занял всего десять минут, к тому же в комплекте имелся фирменный динамометрический ключ, пусть и с нерегулируемым усилием. Мелочь, а приятно!

Стоимость поперечин зависит и от их формы. Хотите сэкономить? Выбирайте самые простые модели — с прямоугольным профилем. Но готовьтесь мириться с сильным аэродинамическим шумом после 80-100 км/ч. Аэродинамичные поперечины дороже, зато даже на высоких скоростях они остаются «молчаливыми».
Зачем нужны поперечины ?
В первую очередь, для установки бокса на крышу. Стоимость бокса зависит не только от его формы и производителя, но и от объема, который варьируется от трехсот до тысячи литров. Цены — от 7000 рублей за отечественные Atlant до 40 тысяч рублей за тысячелитровые Thule или Mont Blanc. Присматриваться лучше к длинным и низким моделям — в них при случае и лыжи со сноубордом можно убрать. А вот специальные лыжные крепления — явно не для нашей страны. Достаточно один раз проехать по российским зимним дорогам, и пара часов мойки инвентаря перед выездом на склон вам обеспечена — проверено!
Но самое главное — не забывать о максимально допустимой нагрузке на крышу. К примеру, Octavia, Focus и сее'd готовы взять на нее не более 75 кг, а релинги и крыши универсалов Volkswagen Раззаt и Hyundai i40 рассчитаны на 100 кг. Сами боксы обычно имеют грузоподъемность от 50 до 75 кг.
А если не хватает и их — пора ставить тягово-сцепное устройство со стандартным шаром диаметром 50 мм. Максимальная вертикальная нагрузка на фаркоп у Фокуса, Октавии и Сида ограничена на уровне 75 кг. У Hyundai i40 она на 10 кг больше, а фаркоп Пассата может выдержать до 90 кг. Последний был единственным автомобилем в тесте, имевшим тягово-сцепное устройство, причем с электроприводом из багажника. Правда, окончательно фиксировать крюк или убирать его приходится руками, и не запачкаться все равно не получится. Фаркоп — оборудование не из дешевых. Оригинальные комплекты с проводкой и установкой для Шкоды и Фольксвагена обойдутся в 40-50 тысяч рублей. Для Kia и Hyundai тягово-сцепные устройства изготавливает дочерняя фирма Mobis и дооборудование уже дешевле: 25-30 тысяч рублей. А для Фокуса оригинальные фаркопы производит шведская Thule, при чем, как и у продукции концерна VAG, есть возможность установить электропривод. Такое устройство обойдется примерно в 40 тысяч рублей. Если же наличие электропривода для вас необязательно, можно сэкономить 12 тысяч рублей.
Неоригинал? Наиболее простые несъемные отечественные фаркопы Avtos обойдутся примерно в пять тысяч рублей. Съемные немецкие изделия Westfalia или те же шведские Thule стоят уже 10-12 тысяч рублей. Почти во столько же обойдется и электропроводка — задние фонари на прицепах никто не отменял. Все конструкции крепятся болтами в предусмотренных изготовителем местах. Главное — доверить монтаж специалистам, поскольку «кривая» установка тягово-сцепного устройства может обернуться серьезным кузовным ремонтом.


А что цеплять к фаркопу? Раскошеливаться на импортную продукцию особого смысла нет — отечественный завод МЗСА или украинский «Корида Тех» выпускают вполне приличные прицепы любого типа. Для перевозки обычных грузов достаточно простого тентованного прицепа с рессорной подвеской стоимостью от 30 тысяч рублей. Прицепы для перевозки водного или мототранспорта в два, а то и три раза дороже, поскольку имеют более совершенную резино-жгутовую подвеску и тормозную систему. Главное — не превышать максимальную массу прицепа. Для участвовавших в тесте универсалов Kia сее'd, ŠKODA Octavia и Passat Variant масса прицепа не должна превышать 750 кг (или 1800 кг, если прицеп оборудован тормозной системой). Hyundai i40 способен тащить на 200 кг больше. А вот максимальная масса прицепа для Форда ограничивается скромной величиной 500 кг, так что любителям составов Focus вряд пи подойдет. Если общая разрешенная масса автопоезда не превысит 3,5 тонны, никаких дополнительных водительских категорий не потребуется. Техосмотр и ОСАГО для прицепа тоже не нужны, но зарегистрировать его в ГИБДД придется в любом случае.


Что почем?


Kia сее'd_sw (1,6 л, 129 л.с.) с «автоматом» можно купить за 755 тысяч рублей — на 30 тысяч дороже аналогичного хэтчбека. В начальной комплектации Comfort есть шесть подушек безопасности, АБС, кондиционер, обогрев передних сидений и руля, дополнительный эпектроотопитель салона, круиз-контроль, СD-проигрыватель, Bluetooth и окраска «металлик». В наших руках побывал универсал в максимальной комплектации Premium за 980 тысяч рублей с системой стабилизации, двухзонным климат-контролем, ксеноновыми фарами, навигатором, парковочным автопилотом, камерой заднего вида, стеклянной крышей, люком и легкосплавными колесами. Версии с механикой стоят от 700 тысяч рублей, но других двигателей в гамме нет. Автомобили есть в свободной продаже. Гарантия — пять лет или 150000 км пробега.


Универсал Ford Focus 2.0 (150 л.с.) с «роботом» PowerShift стоит минимум 802 тысячи рублей (разница с хэтчбеком — всего 10-20 тысяч рублей). Начальная комплектация Trend Sport почти такая же, как у Сида: добавлены легкосплавные колеса и система стабилизации, но за занавески безопасности, окраску «метаплик», круиз-контроль и Bluetooth придется доплачивать. Наш универсал в топ-версии Titanium с шестью подушками безопасности, климат-контролем, обогревом лобового стекла, двухзонным климат-контролем, биксеноновыми фарами, системой контроля слепых зон, парковочным автопилотом, навигатором и другими опциями стоит уже 1 млн 20 тысяч рублей. Самый доступный грузопассажирский Focus с двигателем 1,6 л (105 л.с.) и механикой можно купить за 675 тысяч рублей, двухпедальный универсал стоит минимум 733 тысячи рублей за версию с форсированным мотором 1.6 (125 л.с.), а на вершине гаммы — «заряженный» Focus SТ (2,0 л, 249 л.с.) ценой от 1 млн 327 тысяч рублей. Автомобили есть в наличии у дилеров, а поставка на заказ займет три месяца. Гарантия — три года или 100000 км пробега.


Пятидверный Hyundai i40 (2.0 л, 150 л.с.) с «автоматом» предлагается за 980 тысяч рублей — на 50 тысяч дороже седана. А разница в цене с Сидом — 225 тысяч рублей, но при этом базовое оснащение немногим богаче: добавлены коленная подушка безопасности водителя, система стабилизации, легкосплавные колеса, датчик света и противоугонная сигнализация. В тесте участвовал универсал в средней комплектации Business за 1 млн 170 тысяч рублей с ксеноновыми фарами, электроприводом водительского сиденья, климат-контролем, камерой заднего вида и кожаными вставками на сиденьях. Грузопассажирский Hyundai i40 можно купить также с турбодизелем 1.7 (136 л.с.) и автоматом по цене от 1 млн 150 тысяч рублей. Автомобили есть в салонах дилеров. Гарантия — три года или 100000 км пробега.


ŠKODA Octavia Combi 1.8 TSI (180 л.с.) с «роботом» DSG оценивается минимум в 1 млн 11 тысяч рублей, причем доплата за грузопассажирский кузов немалая — аж 85 тысяч рублей сверх цены хэтчбека. Но базовое оснащение почти такое же простое, как у Фокуса и Сида, которые стоят на 200-250 тысяч дешевле: обычный кондиционер, CD-ресивер, стальные колеса... В наших руках побывал универсал в исполнении Elegance с восемью подушками безопасности, климат-контролем, биксеноновыми фарами, комбинированной обивкой салона, электроприводом передних кресел, самопарковщиком, навигатором, легкославными колесами и другими опциями, цена — 1 млн 357 тысяч рублей. Зато у Октавии самый широкий выбор модификаций. Базовый универсал с атмосферником 1.6 (110 л.с.) и «механикой» стоит 709 тысяч рублей, есть версия с турбодизелем 2.0 TSI (143 л.с.) и «роботом» DSG за 1 млн 49 тысяч рублей. Полноприводная Octavia Combi 4х4 с мотором 1.8 TSI (180 л.с.) и «роботом» стоит не менее 1 млн 61 тысячи рублей, а «горячая» версия RS (2,0 л, 220 л.с.) — от 1 млн 362 тысяч рублей. Автомобили есть в наличии у диперов, срок выполнения заказа — три месяца. Гарантия — два года без ограничения пробега.


Volkswagen Passat Variant (1,8 л, 152 л.с.) с «роботом» DSG намного дороже остальных участников теста: цены только начинаются с 1 млн 278 тысяч рублей (на 90 тысяч дороже седана). Зато уже в начальной комплектации Comfortline есть климат-контроль, датчики света и дождя, электропривод складывания зеркал и обогрев лобового стекла. Наш универсал в исполнении Highline с богатым набором опций (кожаный салон, электропривод передних сидений, ксеноновые фары, навигатор, камера заднего вида, самопаркоещик, сервопривод пятой двери и многое другое) стоил почти вдвое дороже Сида — 1 млн 765 тысяч рублей. Но если выбрать Passat с турбодизелем 2.0 TDI (170 л.с., от 1 млн 666 тысяч рублей) и использовать список опций «по полной», то цена может вырасти еще на пол миллиона рублей. А самый доступный Variant с турбомотором 1.4 л (122 л.с.) и «механикой» стоит 1 млн 63 тысячи рублей. Автомобили есть в свободной продаже, поставка на заказ займет три месяца. Гарантия — два года без ограничения пробега.


Источник: Авторевю. Май 2014
Автор: Никита Гудков


Назад